Интервал между буквами (Кернинг):
В 1919 году было положено начало созданию Сычёвского краеведческого музея. Его коллекция представляет историю и культуру Сычёвского края, одного из многочисленных уголков многонациональной России с древнейших времён до наших дней. Сычёвский краеведческий музей является старейшим музеем Смоленской области. Коллекции музея располагались в двухэтажном здании XIX века. Это бывший купеческий дом, расположенный рядом с центральной городской площадью. Музей обладал богатейшим фондом, состоявшим из экспонатов, собранных в дворянских усадьбах Сычёвского уезда, национализированных в 1917–1918 годах. Основу коллекций составляли предметы, вывезенные из имений Шереметевых (Высокое), Лобановых-Ростовских (Александрино), Хомяковых (Липицы), Мещерских (Дугино), а также из собраний сычёвских купцов Синягиных, Рогутиных и др. По словам специалистов, в 1920-х годах в музее хранилось «исключительное собрание картин и мрамора». Очень ярко иллюстрирует собрание Сычёвского музея того времени статья, опубликованная в газете «Рабочий путь» в 1923 году: «Когда осматриваешь ряд комнат в Сычёвском музее, то первое, что бросается в глаза, — это полнота собранных в имениях исторических ценностей. То, что в других уездах разграблено, растеряно, здесь любовно собрано, расположено, и быт князей и дворян Мещерских, Лобановых-Ростовских, Паниных, Уваровых, Хомяковых и др. предстаёт как на ладони. Особенно много картин. Ими увешаны три комнаты. Наше барство особенно любило дореволюционную Францию, и мы видим множество копий картин французской школы: Лебрена (1616-1690), Рослина (1718-1773) и др. Крепостное право и крепостники тоже нашли своё место в музее. Особенно много мраморных бюстов помещиков и помещиц. Вот бюст работы Мартоса, графа Панина, воспитателя Павла I… В подарок этому Панину была подарена колыбель Павла I, которая тоже хранится в музее. Она поражает зрителя своей топорной неуклюжестью. Кое-что собрано из оружия, миниатюр, настенных украшений и т. д. Здесь также хранятся зубы и кости мамонта, найденные в Волочковской волости». Конец 1920-х — 1930-е годы стали временем переформирования музейных коллекций. В это время некоторые экспонаты Сычёвского музея были переданы на хранение в центральные музеи, а из Государственного музейного фонда в Сычёвку поступили предметы из других коллекций. В 1925–1928 годах заведующим Сычёвским краеведческим музеем был Эдуард Грузиньш, художник, приехавший в Сычёвку из Латвии. К сожалению, довоенные описи музейных собраний не сохранились. А в годы Великой Отечественной войны здание, в котором располагался музей, было полностью уничтожено. Документы, хранящиеся в ГАСО, в деле Смоленской областной чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, раскрывают чудовищную картину утрат Сычёвского музея. 17 марта 1943 года, сразу после освобождения города Сычёвки, была создана комиссия по определению ущерба, нанесённого немецкими захватчиками. Комиссия произвела осмотр, и в акте указала следующее:
«1. Здание музея двухэтажное, каменное, объёмом 2400 куб. м. Сожжено зажигательными бомбами, остались только три стены. До войны здание оценивалось в 800 000 рублей.
2. В музее погибло до 5000 художественных экспонатов — оригиналы картин Айвазовского, Судковского, Репина, Левитана, Перова, Гондекутера, Греза, Клевера, Копарелли, Кастелли, Пастернака, Коровина, Богданова-Бельского и других знаменитых русских и зарубежных художников.
3. Мраморная скульптура Антокольского и др.
4. Предметы из бронзы, золота, серебра XVII, XVIII, XIX веков.
5. Посуда из хрусталя, фарфора, мрамора и бронзы.
6. Оружие холодное в золотой и серебряной оправе.
7. Мебель из красного и палисандрового дерева с инкрустацией и мозаикой.
8. В историко-краеведческом отделе погибли коллекции: полезных ископаемых региона, орудий труда доисторического человека, ископаемых останков доисторических животных.
9. Картины и копии картин современных мастеров, фотографии, иллюстрации и схемы».
Комиссия постановила признать суммой ущерба сумму, на которую Сычёвский музей был застрахован до Великой Отечественной войны, — 10 000 000 рублей. Чтобы полностью воссоздать историю гибели музейных коллекций, необходимо найти архивные документы. Работа Сычёвского районного краеведческого музея была возобновлена на основании решения Исполнительного комитета Смоленского областного Совета депутатов трудящихся № 894 от 14 апреля 1945 года. Среди экспонатов, составивших основу возрождающегося музея, были и предметы, найденные при разборе руин разрушенного музея. Среди них оружие XVIII века, предметы купеческого быта. С 1945 по 1949 год директором Сычёвского краеведческого музея работал Ионов Пётр Никифорович, заслуженный художник РСФСР, член Смоленского Союза художников. По воспоминаниям дочери художника — Губаревой Александры Петровны, музей в те годы располагался в здании, построенном в 1752 году под интендантский склад. Там же, в сыром тёмном помещении, находилась и мастерская Петра Никифоровича. Именно там он писал портреты партизан, героев и участников боёв. Особенно дороги каждому сычевлянину работы Петра Никифоровича, выполненные им в первые месяцы после освобождения города и хранящиеся сейчас в фондах музея. В 1950 году, после переезда П.Н. Ионова в Смоленск, директором музея стала Е.П. Гусарова. Документов о передаче фонда не сохранилось, однако в том же году был оформлен паспорт музея. В нём указан один отдел советского периода, фонд музея насчитывает 537 экспонатов, число посетителей составляет 1310 человек в год. В 1951 году Сычёвский краеведческий музей переехал в новое здание, восстановленное после военных разрушений. Это здание, бывший купеческий дом, было построено в 1904 году и расположено по адресу ул. Большая Пролетарская, 10. Там музей находится и сегодня. После переезда Сычевский музей располагался на втором этаже здания и занимал три комнаты общей площадью 144 м² (две комнаты занимала экспозиция музея, третья — служебное помещение и хранилище). В 1952 году в музее был открыт «Отдел природы местного края». В последующие годы экспозиция отдела «Советского периода» была перестроена из экспозиции общесоюзного значения в экспозицию местного краеведческого значения. Штат музея состоял из двух сотрудников: директора музея и технического работника.С 1951 года директором музея работал Черныш Степан Захарович. Им был оформлен новый паспорт музея, в котором указано 987 предметов, находящихся на хранении. В 50-х годах очень много экспонатов поступило в музей из Смоленского отделения Союза художников. Это произведения живописи, графики, авторами которых являются известные смоленские художники. В 1963 году по постановлению ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» была разработана новая структура экспозиций музея. Она включала следующие разделы:
- Подготовка и проведение Великой Октябрьской Социалистической революции.
- Период мирного социалистического строительства 1921-1940 гг.
- Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
История послевоенного периода была построена в соответствии с периодизацией послевоенных лет, данной в «Истории КПСС»:
- Край в период восстановления и развития социалистического народного хозяйства в 1945-1953 гг.:
- Переход от войны к миру (1945-1946 гг.);
- Восстановление и развитие народного хозяйства;
- Сентябрьский Пленум ЦК КПСС;
- ХХ съезд КПСС;
- Награждение Смоленской области Орденом Ленина.
Фото экспозиций и выставок 60-х годов в Сычёвском музее:
Обязательным элементом экспозиции того периода было отражение перестройки управления промышленностью и строительством, повышения материального благосостояния и культурного уровня жизни трудящихся. С 1969 года директором музея работал Кузьма Дмитриевич Кузнецов, фонд музея составлял уже 1794 предмета. С 1977 по 1988 год музей входил в состав Смоленского музея-заповедника, а с 1988 года перешёл в состав Смоленского объединения государственных музеев. В 1988 году музей был закрыт на капитальный ремонт, после которого экспозиции заняли всё здание, разместившись на двух этажах. В музее проводились инженерно-технические работы по приспособлению здания к требованиям музейного хранения и экспонирования. По завершении всех работ Сычёвский краеведческий музей открыл залы для посетителей. Сычёвский краеведческий музей сегодня по-прежнему является единственным музеем в Сычёвском районе. Это обширное хранилище исторической и культурной памяти края. Коллекция музея насчитывает 7500 экспонатов. За последние пять лет была проведена реэкспозиция отделов крестьянского и купеческого быта, отделов, посвящённых Отечественной войне 1812 года, Великой Отечественной войне, истории города. Сычёвский краеведческий музей обладает богатейшими коллекциями живописи и графики. Среди авторов произведений — О.Г. Верейский, П.Н. Ионов, В.И. Ружо, А.М. Романовский, В.И. Ляшенко и многие другие. В хронологическом отношении коллекции Сычевского краеведческого музея отражают историю края с периода раннего железного века до новейшего времени. Богатейшее собрание хранится в фондовых отделах: археологии, нумизматики, керамики, оружия, тканей, письменных источников, изобразительных материалов, книжном фонде. Ветераны музейной работы — Хренова Валентина Николаевна, Кольцов Леонид Григорьевич, Пинкис Владимир Петрович — беззаветно и преданно посвятили себя развитию музейного дела и сохранению культурно-исторического наследия края. Сычевский краеведческий музей является активным культурно-образовательным центром в районе. Идеологическое, духовное и эстетическое воспитание населения — важнейшая функция музея на протяжении всей его истории. Сычевский краеведческий музей, обладающий бесценными документальными свидетельствами становления и развития Сычевского края, несёт в массы информацию о прошлом и настоящем, открывает для каждого богатейший источник исторического опыта и сокровища национального культурного наследия, делает произведения искусства доступными для самых широких масс.