Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

12 14 16

 

Муниципальное казённое учреждение культуры «Сычевский краеведческий музей»
Версия для слабовидящих
  • Главная
  • Страницы истории Сычевского края

"Страницы истории Сычёвского края" - к 240-летию присвоения Сычёвке статуса города

          Город Сычёвка расположен к северу-востоку от Смоленска на левом берегу реки Вазузы. Первое упоминание о Сычёвке в письменных источниках относится к 1488 году. Это времена бесчисленных междоусобных княжеских войн. Территория Сычёвского района входила в состав Вяземского уезда, который в свою очередь входил в состав Литовского княжества. Упоминание о Сычёвке встречается в письме из дипломатической переписки великого князя литовского Казимира с великим князем московским Иваном 3. В этом письме Казимир перечисляет обиды, нанесённые москвичами и о том, что князь Оболенский пришёл из тверской земли и разграбил вяземский город Хлепень и некоторые волости, в том числе и Сочёвку. В 1494 году эти земли вошли в состав Московского княжества.

          После создания Вышневолоцкой системы водного пути Пётр 1 приступил к созданию пути, связывающего Петербург с центральными хлеборобными районами. В частности, по рекам смоленским (Смоленск входил тогда по административному делению 1709 года в Рижскую губернию) Гжити и Вазузе в 1715 году должны были сделать судовой ход, построить «в пристойных местах» пристани и амбары. Одна из пристаней была устроена в Сычёвке на Вазузе. Однако крупной пристанью Сычёвка не стала – мешали многочисленные мельницы, устроенные на Вазузе, - нужно было выкупать мельничное право у частных владельцев.

         По новому административному делению Российской империи в 1776 года учреждено Смоленское наместничество и определены уездные города.

В именном указе, данному Сенату 22 февраля (4 марта по новому стилю) 1776 года, говорилось: «В число 12 уездов, составляющих сходственно изданному от нас учреждению Смоленское наместничество, Всемилостивейше повелеваем, по представлению тамошнего генерал-губернатора Глебова, сверх старых городов, а именно: Смоленска, Дорогобужа, Вязьмы, Рославля, Белаго, вновь переименовать городами дворцовой волости сёла: Поречье, Ельня, Сычёвка, Каспля, Красное, экономическое село Русопово село (село, располагавшееся на бывших церковных землях, с населением, состоявшим из государственных крестьян)  и Гжатскую слободу, называемую пристань…»

          Во вновь учреждённых городах жители должны были записаться в купцы или мещане  (сословие мещан было оформлено в Жалованной грамоте городам Екатерины II в 1785 году. Наименование «мещане» в ней было определено как: «городовые обыватели», «среднего рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого. Именно мещанам принадлежала бо́льшая часть городского недвижимого имущества. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей». Принадлежность к мещанству оформлялась записью в городовой обывательской книге, то есть всякий мещанин был приписан к определённому городу. Покинуть на время населённый пункт своего проживания мещанин мог только по временному паспорту, а перейти в другой — с разрешения властей. Звание мещанина было наследственным. Записаться в мещане мог любой городской житель, который имел в городе недвижимую собственность, занимался торговлей или ремеслом, платил подати и исполнял общественные службы. Исключить мещанина из сословия мог только суд или мещанское общество. Между мещанством и купечеством всегда существовала тесная связь. Разбогатевшие и развившие своё предприятие мещане переходили в купечество, обедневшие купцы — в мещанство. В 1863 году была отменена низшая, третья гильдия купечества, и все купцы, приписанные к ней, были переведены в мещанство). В Сычёвке записалось в купцы только 9 человек, в мещане – 112. Не случайно по именному указу, данному в августе 1776 года только для Сычёвки и экономического села Рупосово, в них разрешалось «выбирать чинов в городские магистры из дворян, учёных, чиновных или разночинцев», поскольку имелось немного мещан и из них мало грамотных».

       Городничим в ново учреждённый город Сычёвку был назначен отставной капитан артиллерии Андрей Радищев, уездным землемером – ротмистр Михайла Чашников.

        Однако, в следующем, 1777 году, встал вопрос об изменении ряда вновь назначенных городов Смоленского наместничества, последовал указ от 18 февраля (1 марта), согласно которому вместо Рупосова и Каспли учредить города Юхнов и Духовщина, о Сычёвке же говорилось: «По великим же неудобствам города Сычёвки повелели мы правящему Смоленского наместничества должность тайному советнику Волкову, вместо оного назначить по близости другое, способное к тому место, и нам представить, которое тогда по усмотрению нашему и названо будет городом».

     Но поблизости населённого пункта, более удобного для учреждения города, по мнению Смоленского наместника, не оказалось. Ещё через год – 15 (26) марта 1778 года последовало распоряжение смоленскому генерал-губернатору Репнину: «В сходственность представления вашего о учреждении в Смоленском наместничестве города Сычёвки на прежнем месте, соизволяя на покупку у тайного советника Александра Нарышкина принадлежащих ему в том городе ста тридцати трёх душ крестьян со всяким строением, землёю, угодьями и прочими принадлежностями, всемилостивейше повелеваем мы заплатить ему по собственному его желанию 15 тысяч рублей из статс-конторских доходов, о чём и Указ за нашим предписанием прилагается».

        Таким образом, в действии остался указ 1776 года об учреждении города Сычёвки. 10 (21) октября 1780 года императрицей утверждён доклад Сената о гербах городам Смоленского наместничества. Для Сычёвки (в документе – Сычёвск) была утверждена эмблема: «Птица сыч, сидящая на молодом дереве в голубом поле, означающая собою имя сего города».

       В 1780 году Сычёвка представляла собой ещё небольшое поселение. Здесь всего одна улица и три переулка. Домов жилых 95 – все деревянные, в том числе 3 казённых, 2 господских, 5 купеческих и мещанских, 85 церковных и крестьянских. Единственным каменным зданием была церковь Вознесения с приделами Николая Чудотворца и Фёдора Стратилата, построенная прихожанами в 1759 году на месте более древней деревянной. Кроме того имелось 34 хлебных амбара, 2 кузнецы, 1 соляной магазин, пивоварня, 3 питейных дома. Жителей – купцов, мещан, церковников, приказных, солдат и крестьян – 249 душ мужского пола.

       Тогда же в Сычёвке уже была небольшая (учились всего 18 мальчиков) городская школа для купеческих и мещанских детей, «в которой они теперь обучаются российской грамматике, правописанию и катехизису». Для престарелых имелась богадельня. Были учреждены четыре годовые ярмарки, на которые съезжались купцы из Ржева, Вязьмы, Твери, Зубцова, торговали шерстяными, шёлковыми тканями и другими мелочными товарами, пригоняли на продажу лошадей, сами покупали рожь, пшеницу, овёс, ячмень, пеньку, лён, конопляное масло. Зимой устраивались еженедельные торги по пятницам, на которые уездные жители привозили различный хлеб, деревянную посуду, телеги. Сами жители Сычёвки торговали в лавках «разными съестными припасами: мёдом, сахаром, чаем, кофием, сухими и свежими фруктами, обувью и конской упряжью, получая всё оное из Москвы. Многие жители упражняются в хлебопашестве и в делании барок». Ремесленников ещё не было.

        14 (25) марта 1780 года утверждён регулярный план города. Терри тория его ограничивалась реками Вазузой и Лосьминой. План предусматривал жёсткую прямоугольно-прямолинейную систему улиц. Вокруг существующей каменной церкви организовывалась прямоугольная площадь, по периметру которой должны были стоять каменные административные и частные дома. Вдоль Вазузы размещались торговые амбары, соляные и провиантские магазины.

     Вначале царствования Павла 1 (с 1796 г.) многие из учреждённых Екатериной 2 городов были переведены в «безуездные», оставлены «за штатом». Встал вопрос «об отобрании уезда» и от Сычёвки. Однако, смоленский генерал-губернатор доказал необходимость оставить Сычёвку уездным городом.

Источник: СЫМ 1498/1  - «Проект зон охраны памятников истории и культуры в г.Сычёвке Смоленской области", т.1, - 1990 г.

   

   

Во время Отечественной войны 1812 г. в  Сычёвском уезде были созданы охранительные отряды народного ополчения,  благодаря  их активной деятельности  в уезде сохранялись «тишина и спокойствие». Среди мужественных защитников Н.М. Нахимов,  С. Емельянов, П. Карженковский, Е. Богуславский, А. Смирягин, Василиса Кожина и многие другие. В описании 1850 г. отмечается: "Лучшие строения находятся в центре города около площади, на коей соборная и приходская церкви, дома присутственных мест и торговые лавки. Каменные строения, коих довольно много, все двухэтажные и деревянные вообще красивой наружности". В середине XIX в. имелись небольшие заводы: салотопенный, сальносвечный, кожевенный, кирпичный. Наиболее распространенными занятиями среди горожан было изготовление обуви и одежды, а также обработка дерева и металла. Сычевка имела почти 6250 жителей, 828 строений (из них 110 - каменных), внутригородской транспорт был представлен летом 76, зимой 101 извозчиком, городское освещение - 39 керосинными фонарями. В городе насчитывалось 23 заведения гостиничного (постоялые дворы, номера для приезжих) и трактирного (харчевни, буфеты, трактиры, пивные) типа. Действовали 2 средних и 4 начальных школы, одна библиотека и 3 читальни. Здесь проводилось ежегодно 5 ярмарок и еженедельно 2 базара. На ярмарках главными предметами торга были скот и лен. По размерам торгового оборота Сычевка уступала в Смоленской губ. только Смоленску и Вязьме. 

       

В 1930 г. в Сычёвке был создан первый в стране Госплемрассадник по выведению новой породы крупнорогатого скота. В районе началась племенная работа, поставленная на научную основу. И в 1950 г. была выведена Сычёвская высокопродуктивная порода крупнорогатого скота. В период Великой Отечественной войны на долю Сычевки выпали тяжелые испытания. Район был в оккупации с 10.10.1941г по 8.03.1943г.  Всё это время бои на территории района не прекращались. До войны в Сычевском районе жило около 45000 чел.( в городе – 8248 чел.), после оккупации осталось 16000 чел. ( в городе - 3152 чел.).  Активную помощь нашим войскам оказывали партизанские отряды «Родина», «Народный мститель» и др., подпольная молодежная группа Дмитрия Огурцова, сотни патриотов - жителей города и района. После войны город был заново отстроен. С историей Сычёвки связаны имена многих выдающихся людей, таких как знаменитый учёный почвовед В.В. Докучаев, график с мировым именем О.Г. Верейский, писатель М.А. Булгаков, физик-ядерщик Н.М. Синёв,  изобретатель диффузионной сварки Н.Ф. Казаков, Заслуженный художник П.Н. Ионов и мн.др. На территории района начинается великая река Днепр.            

         Очень примечательно описание жителей Сычёвского уезда, напечатанное в Смоленских Епархиальных ведомостях: «Жители Гжатского, Сычёвского, части Вяземского и Бельского уездов имеют черты общие всему Великорусскому племени. Они сложены гораздо крепче Белоруссов, имеют грудь и плечи хорошо развитые, бороду густую, окладистую, выражение лица подвижное, льстивое, неоткрытое, - держат себя непринуждённо во всех жестах; в противоположность Белоруссам, живы, ловки, проворны, но не постоянны в труде, способны гораздо более, сравнительно с Белоруссом, к перенесению холода, жара и всякого рода нужды, без вреда для организма. В предприятиях они изворотливы и изобретательны, отправляются для промыслов в отдалённые края, и иногда по целым годам оставляют семью, высылая по временам вспомоществование ей. В это время все мужские работы дома исполняют женщины: косят, молотят, пашут и т.п. Оттого в Великорусских селениях больше заметно довольства в пище, одежде и домохозяйстве. Впрочем, природная живость и ловкость часто бывают причиною странных контрастов в жизни. Великорусс набожен, предан Церкви Божией, и в тоже время какие-нибудь выгодные торговые сделки могут легко вовлечь его в умышленный обман. В семейной жизни он верен и честен, но это не мешает быть сходбищам, где по принятому обычаю губятся чистота и непорочность нравов. Он всегда готов по силам помочь построению храмов Божиих, и никогда не пройдёт мимо церкви, не снявши шляпы и не перекрестившись. Между прочим, около самого храма позволяет себе самые оскорбительные непристойности».

          Октябрьская революция 1917 года стала переломным моментом в истории государства. Не осталась в стороне от преобразований и Сычёвка. 8 ноября 1917 года в Сычёвке открылось заседание Совета крестьянских депутатов совместно с представителями общественных организаций уезда, которое сыграло роль уездного съезда Советов. Оно явилось исходной точкой установления Советской власти в Сычёвском уезде. Конечно, не все перемены проходили гладко. Вот как в своих воспоминаниях рассказывает об этом Антонина Тихоновна Пальшина, служившая в то время в Сычёвской ЧК: «…Особенно трудно было вести борьбу за хлеб, за обеспечение Ленинграда, Москвы... Казалось, не было конца беспризорникам и мешочникам, которые буквально заполонили железнодорожную станцию… Шныряли охотники за ответственными работниками и чекистами, стреляли по ним из-за угла. В 1918 году ранили в живот первого заместителя председателя горисполкома Н.И. Березина. Врачи в то время саботировали. Для того, чтобы сделать ему операцию, пришлось взять из тюрьмы хирурга. Под страхом народного гнева он сделал операцию. Ассистировала ему я, как умела, как могла… Но особенно тяжело мы переживали «Варфоломеевскую ночь». Банда появилась со стороны Ржева…было три часа утра. Выбежав на улицу, мы увидели страшное зрелище. От гостиницы через площадь по Советской улице около многих домов лежали изуродованные трупы мужчин, некоторые из них были ещё живы. Бандиты вызывали жителей города на улицу и тут же около домов их уничтожали… Впоследствии выяснилось, что участником этого гнусного дела был эсер Н. Беднушкин… В Сычёвском уезде в то время были ещё князья и помещики, но уже не имеющие никакой власти. Весной 1918 года князь Мещерский с женой помогали нам подметать площади, наводить порядок и чистоту… Как-то в имении князя Урусова наши чекисты арестовали управляющего. При обыске у него обнаружили мешок… в мешке оказалось много золота, жемчуга, бриллиантов. Особенно бросался в глаза золотой голубь. Как выяснилось, этот голубь украшал царские ворота в церкви. Здесь же мы нашли массивные золотые поповские кресты… Обнаружили прекрасное ожерелье из крупного жемчуга… Впервые в своей жизни я узнала тогда, что такое бриллианты… Всё это богатство мы на второй день сдали в Сычёвское отделение Государственного банка по акту…».

       Большое внимание новые Сычёвские власти уделяли борьбе с неграмотностью, о чём свидетельствует Постановление №93 Президиума Сычёвского уездного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 28 ноября 1919 года: «…Все жители города Сычёвки и уезда от 17 до 50 лет, не умеющие читать и писать обязаны обучаться грамоте в государственных школах, как существующих так и специально для неграмотного населения учреждённых по плану Внешкольного сектора… В дни посещения школы, лицам работающим в любом промышленном предприятии или в учреждениях, рабочий день сокращается на 2 часа с сохранением заработной платы…Всем советским учреждениям, квартальным комитетам, волостным исполкомам произвести учёт неграмотного населения и следить за посещением школ неграмотными…Учреждения и лица укрывающих неграмотных, будут оштрафованы или наказаны по суду…Взыскания с лиц, уклоняющихся от обучения, будут производиться лишением продовольственного пайка, исключением из профсоюза, лишением работы на 6 месяцев и выдачи каких бы то ни было документов. Все учреждения и лица, нарушившие это постановление подвергнутся высоким штрафам и наказаниям по суду…».

        С 1918 года территория Смоленской губернии попала под многочисленные территориальные преобразования. 1 октября 1929 года была образована Западная область с центром в городе Смоленске. Старая административно-территориальная система: губерния-уезд-волость – с этого времени прекратила существование. Область была поделена на округи и районы. В числе районов, входящих в состав Западной области, был и Сычёвский район.

        В 1930 году в истории Сычёвского края произошло знаменательное событие.  На базе крупных животноводческих хозяйств: Дугино, Никольское, Мальцево и др. был образован первый в государстве племенной рассадник, в задачу которого входило выведение новой высокопродуктивной породы крупного рогатого скота. Целая армия тружеников села, животноводов, руководство района – все работали с огромной отдачей, воодушевлённые этой целью. 1940-1941 года – самый расцвет племенной работы. Но наступило утро 22 июня 1941 года – страшная дата для нашего народа. Началась Великая Отечественная война. Перед животноводами Сычёвского госплемрассадника стала ответственная задача – сохранить золотой фонд племенного животноводства нашей страны. Стада было решено перегонять в тыл. Вот как об этом рассказывает зоотехник-селекционер Добруцкая В.П.: «…По просёлочным дорогам на восток двигалась палево-пёстрая лавина, и кажется, ей не было конца, - это шли наши стада. Свыше 1300 голов крупнорогатого скота эвакуировались в тыл страны. А над нами с визгом носились фашистские коршуны…». Вдалеке от родной Сычёвки, в Ярославской области, прикладывая неимоверные усилия, животноводы спасали стада два года.

         В фонде музея есть документы, рассказывающие нам о небывалом патриотизме наших земляков – тружеников сельского хозяйства. Одним из таких документов является обращение коллектива госплемрассадника к главе государства – И.В. Сталину: «Дорогой Иосиф Виссарионович! Наш коллектив Сычёвского Ордена Ленина Госплемрассадника , эвакуированный из Смоленской области с общественным племенным скотом состоит преимущественно из женщин – жён, сестёр и матерей фронтовиков Отечественной войны. У многих из нас родные находятся на временно оккупированной врагом территории, поэтому трудно выразить словами ненависть, которую питает каждый из нас к гитлеровским людоедам, разорившим, созданную годами культурную жизнь, сжигающим в огне наших маленьких детей, матерей и стариков. Отдавая все силы и знания на выполнение Вашего приказа сохранить общественную собственность временно оккупированных районов, мы одновременно оказываем своими личными средствами помощь славной Красной Армии в разгроме врага. На танковую колонну имени Ивана Сусанина мы внесли … 50% месячной зарплаты коллектива… Не имея кроме получаемой зарплаты никаких сбережений, но горя желанием от души помочь Красной Армии в разгроме ненавистного врага, 30 человек зоотехников внесли 32 000 рублей. Призываем всех земляков, временно находящихся за пределами Смоленской области, принять участие в строительстве мощных бронемашин под именем наших родных, славных партизан Смоленщины! Декабрь 1942 года».

               В далеке от родной Сычёвки животноводов застало радостное известие, об освобождении Сычёвки. Вера Петровна вспоминает: «…несмотря на предупреждение, что зимовать придётся здесь…мы сердцем чувствовали, что скоро, скоро домой, в Сычёвку. И пусть на родине всё будет разрушено, разбито, нас никакая сила не сломит. Мы, сычевляне не останемся здесь, нас ждёт своя родная Смоленская земля, а главное, нас ждут люди, которые так много пережили, перестрадали и ждут животных, – молоко – источник жизни…7 сентября стада тронулись в обратный путь…В дороге всё было: бомбёжки, взрывы. Шли строго по проторенной дороге, во избежание подрывов… Вот она Сычёвская земля! Всё неузнаваемо, перекорёжено,…воронки от бомб, уцелевшие трубы сгоревших строений, дзоты, землянки, в которых жили наши люди… Даже воздух был необычным, пропитанный гарью, кровью…Мне не забыть этих дней, когда возвратились стада, сколько радости доставили они народу… Тяжело, очень тяжело было в ту пору на фермах, но работать шли с большой охотой…косили травы, заготавливали корма и стар и млад, все трудились не покладая рук, не считаясь со временем и сном…Это было давно. Но … никогда не забудется. Должна об этих днях знать и наша молодёжь. Знать, что счастье сегодняшнего дня завоевали не только отцы, братья и сёстры на фронтах, но и их матери, бабушки, вынесшие на своих плечах все тяготы войны. Своим самоотверженным трудом они тоже ковали великую Победу…».

      О первых днях после освобождения рассказывает и статья «В освобождённом городе» из газеты «Известия» от 19.03.1943 г. : «Каждый день в старом русском городе Сычёвка, возвращённом Красной Армией в советскую семью, происходят радостные события: открываются больницы, школы, библиотеки, предприятия. Сегодня из освобождённой Сычёвки отправлены по всей стране первые письма. Оживлённо в райкоме партии и исполкоме городского Совета депутатов трудящихся. Вчерашние партизаны – секретарь райкома партии тов. Казаков и председатель горсовета тов. Краюшкин – принимают посетителей, решая вместе с ними неотложные вопросы восстановления города. Жизнь в Сычёвке налаживается. Население за одну неделю увеличилось вдвое. Открыта городская библиотека. Учительница тов. Грузина, домохозяйка тов. Гуторова и другие собирают школьную мебель. Она устанавливается в нескольких домах, приспосабливаемых под школы. Ещё 1-2 дня, и дети приступят к учёбе. Начали работать больница и амбулатория».

       Каких успехов достиг наш Сычёвский район, восстановив хозяйство расскажет нам письмо-воззвание к потомкам – жителям ХХI века, которое было написано и принято на массовом митинге-манифестации жителей города 7 ноября 1967 года: «…мы, рабочие, служащие, интеллигенция города          Сычёвки обращаемся к Вам, нашим землякам и потомкам, людям 21 века, со словами сердечного привета и горячими пожеланиями счастья и процветания… Мы жили жизнью всей страны – её радостями и страданиями, бедами и торжеством побед – и никогда не падали духом, не склоняли своих голов перед трудностями и недостатками. Многие отдали свои жизни…Наши земляки удостоены звания Героя Советского Союза. Слава о них будет вечна. Их имена – бессмертны… Далеко вперёд шагнул наш район за годы Советской власти. Сычёвский район – край племенного животноводства.  От продажи скота хозяйства ежегодно получают 1 мл.760 тысяч рублей чистого дохода. Район досрочно выполнил государственные планы по продаже зерна, молока, мяса, картофеля. Успешно работали и промышленные предприятия.      Эти успехи были обеспечены героическим трудом наших замечательных людей. Но мы особенно хотим отметить … Героев Социалистического Труда…. Люди 21 века! Помните о них. Это люди труда, подлинные герои нашего времени….

         Дорогие потомки! Мы получили эстафету жизни от наших славных предков, совершавших чудесные дела… Наше поколение с честью и достоинством пронесло эту эстафету сквозь преграды и трудности…  Вы, наши внуки и правнуки, унаследовали от нас такие непреходящие духовные ценности, как любовь к жизни и людям, чувство справедливости, преданности своей Земле. Мы уверены, что вы будете свято хранить эти ценности, приумножайте наши достижения, передадите их, как эстафету, своим потомкам, которым суждено увидеть такие вершины человеческой мысли, о которых мы только мечтали. Мы завещаем вам любить нашу прекрасную Родину… Через десятилетия, разделяющие нас, мы жмём вам руку, благословляем на новые подвиги! Здравствуйте, дорогие потомки! Здравствуйте, люди нового века! Будьте всегда счастливы!».

       С момента этого обращения прошло много лет, мы, люди 21 века живём в стране, в которой многое изменилось. Но самое главное должно оставаться без изменения – это любовь к своей Родине, к своему Отечеству. А для этого нужно изучать историю своего края, своей страны. «Изучая дедов, узнаём внуков, т.е. изучая предков, узнаём себя, без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нём живём, как и к чему должны стремиться…» В.О. Ключевский.

Источники:

1.     МКУК «Сычёвский краеведческий музей» О.Ф., ОП.6, д.2, Сым 913;

2.     МКУК «Сычёвский краеведческий музей» Н-В.Ф., ОП.4, д.3,в/ф 1070;

3.     МКУК «Сычёвский краеведческий музей» Н-В.Ф., ОП.5, д.1,в/ф 775;

4.     МКУК «Сычёвский краеведческий музей» Н-В.Ф., ОП.5, д.1,в/ф 780;

5.     Мельник М. Ефрейтор Антонина//Комсомольская правда. – 1989;

6.     МКУК «Сычёвский краеведческий музей» Н-В.Ф., ОП.1, в/ф 1171;

7.     МКУК «Сычёвский краеведческий музей» Н-В.Ф., ОП.5, д.2,в/ф 888;

8.     МКУК «Сычёвский краеведческий музей» Н-В.Ф., ОП.4, д.3,в/ф 72/4.

 

 

«Меценатство и благотворительность Сычёвского благочиния в конце 19-нач. 20 в.в.»        

Какое  счастье  с  ближним  поделиться.

В   тепле  душевном – Божья  благодать!

И  сапоги  сними   и  рукавицы,

Чтоб  бедняку  замёрзшему  отдать.

Увидишь: От тебя  отступит  зло,

И  станет  без  сапог  тебе  тепло!        Владимир Гусев (Тульский)

          Под  словом «благотворительность» в старину понималось сострадание к ближнему, милосердие.

          В Центральном государственном историческом архиве СССР хранится немало документов, так или иначе связанных с благотворительными учреждениями. И все сопроводительные справки к этим документам кончаются одинаковыми словами: «Упразднено Великой Октябрьской социалистической революцией». А упразднять было что. В Российской империи функционировало к 1902г. 11040 благотворительных учреждений. Действовало 19108 приходских попечительских советов. Да, много было нуждающихся на Руси, но каждый получал от имущего помощь и поддержку: ни одна униженная и оскорблённая социальная группа не была оставлена без внимания. Многие российские благотворительные общества имели свои отличительные знаки. Их оформление, изысканность и оригинальность не уступали военным наградам. Быть принятым в общество считалось за великую честь. Для нуждающихся строились различные богоугодные заведения - больницы, приюты, школы, училища, богадельни. Благотворительность в России имеет древнейшую историю. Ещё при князе Владимире нищие и убогие могли приходить на княжеский двор и получать там «всякую потребу, питьё и явства…». 

              Широкий размах в России  имела церковная благотворительность.       Показательно, что именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы. Русская православная церковь в той или иной форме принимала участие в работе попечительских организаций и обществ, но были и такие благотворительные общества, которые создавались и функционировали под непосредственным патронатом РПЦ. В нашем Сычёвском уезде также было создано отделение епархиального попечительства. Собранные им благотворительные средства шли на содержание богаделен, школ, попечительство о бедных духовного звания, строительство храмов и многое-многое другое. Для сбора средств епархиальное попечительство использовало различные источники: добровольные пожертвования, определённые взносы от прихожан, суммы, полученные от продажи пожертвованного зерна, льна, холста и т.п.

         Несомненно, заслуживает внимание благотворительная деятельность духовенства епархии в отношении детей глухонемых в Сычёвском уезде. В этих целях на землях, прилегающих к Свято-Троицкой женской общине, был построен просторный дом, где было устроено много мастерских: столярная, швейная, сапожная, изделий из соломки, рукодельная. Всеми работами в них руководили сёстры Свято-Троицкой общины. Эти мастерские предназначены для обучения ремеслу глухонемых девочек. Для их образования здесь же был построен другой большой дом, в котором расположилась школа для глухонемых.

          Особой заботой местного духовенства было попечение о нравственном воспитании своих прихожан, распространение грамотности. Этому способствовали создаваемые при приходах церковные школы. Содержание их становилось заботой самого духовенства. Если проанализировать список церковно-приходских школ и школ грамоты Смоленской епархии к 1 марта 1897 г. по Сычёвскому уезду, опубликованный в Смоленских епархиальных ведомостях, станет ясно, что почти при каждом храме уезда действовали церковно-приходские школы. Двухклассные: Бехтеевская открытая в 1884 году, заведующий – священник Михаил Эльманович, учащихся 145 человек; Высоковская, открыта 1888 г., заведующий протоиерей Иоанн Богоявленский, попечитель граф Шереметев, учащихся – 150 человек. Одноклассных церковно-приходских школ – 20. Среди них самая многочисленная по учащимся – Борисоглебская, заведующий священник Василий Троицкий, учащихся – 104 человека. При Сычёвском Казанском монастыре школа была открыта в 1890 г., заведующий игумен Александр, учащихся – 54 человека. Помимо них открыты школы грамоты в количестве 52. Среди них в самой Сычёвке – 4, переходящие соборного прихода – 5 шт., Свято-Благовещенского храма – одна в д.Боброво.

           Также в СЕВ можно найти заметку, написанную членом Сычёвского отделения Братства преподобного Авраамия священником Яковом Брянцевым о Бехтеевской церковно-приходской школе и о её благотворителях: «…Как об образцовой сельской школе, которою заведует духовное ведомство, считаю нужным сказать несколько похвальных слов. Дом для школы находится близ церкви, двухэтажный, покрытый щепою, с парадным крыльцом на улицу, чисто отделанный и очень благовидный. Внизу находятся комнаты для двух учителей и большое помещение для общежития учеников. Вверху три комнаты: одна самая большая для 1 кл., где могут поместиться слишним 100 человек учащихся, другая – меньшая для второго класса, и между ними комната для библиотеки. Все комнаты отделаны чисто и аккуратно, печи построены хозяйственным образом, лестница и коридор тёплые… На постройку этого дома отпущено Святым Синодом 1300 руб., да господин губернский предводитель Смоленского дворянства, Его Превосходительство Николай Алексеевич Хомяков пожертвовал 700 руб. Материал же, в количестве 1000 дерев, выдан из казённой лесной дачи; на перевозку леса подводы давали крестьяне…и за всею постройкою неослабно наблюдал приходской священник села Бехтеево отец Михаил Эльманович…»

         Когда средств на открытие школ не было, зачастую священники располагали их в своих домах. Например, в селе Никитье. Она была открыта в 1879 году стараниями священника Алексея Некрасова. Помещалась сначала в доме священника, а потом переведена была в церковную сторожку. По ходатайству священника Некрасова приходское попечительство назначило 40 рублей в год на содержание школы. Число учащихся колеблется от 25 до 30 человек.

         Борисоглебская самая многочисленная школа была открыта в церковной сторожке стараниями священника отца Василия Троицкого. «…Занятие в школе он очень любит, поэтому и большую часть свободного времени проводит в ней. Из обучавшихся в школе девушек он составил прекрасный хор певчих (очень похожий на хор монахинь в женских монастырях)… Сычёвские граждане, наслушавшись молвы о хорошем пении в Борисоглебской церкви, пожелали послушать оное и в своём городе. Вследствие чего господин исправник испросив разрешения у Его Преосвященства, пригласил отца Василия Троицкого для пения с девичьим хором в г.Сычёвку. Отец Троицкий с радостью принял приглашение, и 19 февраля приехал с певчими в Сычёвку. Пение состоялось в зале дворянского собрания и продолжалось три часа. Стечение народа было большое, не доставало мест для слушающих… Обучением прочих предметов в школе занимается студент семинарии Павел Троицкий (брат священника), а законоучитель преподаёт закон Божий, заведует школою и учит пению безвозмездно…»

          Открытие библиотек при храме – ещё один аспект, характеризующий благотворительность и заботу духовенства о нравственном воспитании своих прихожан. Содержались эти библиотеки на средства, собираемые со всех причтов и церквей уезда. В 1896 году в Сычёвском Казанском монастыре был открыт книжный склад. Открыт он был на средства, пожертвованные иеромонахом монастыря Иоанном (Стрепетовым) и состоял в заведывании Сычёвского купца Любимова, «…который несёт труд заведывания и продажи книг безвозмездно».

          Говоря о благотворительности, нельзя не упомянуть о меценатстве.  Термин «меценат» является производным от имени вельможи, жившего в Риме в I в. до н. э., Гая Цильния Мецената - знатного и щедрого покровителя наук и искусств. Если говорить о России, то здесь меценатство – это материальная поддержка, которая оказывается из чувства сострадания, желания помочь без извлечения какой-либо выгоды для себя. Главной движущей силой здесь выступают следующие причины – высокая нравственность, мораль и религиозность меценатов.

         Такими меценатами в Сычёвском уезде были купцы Рогутины – Косма Николаевич и Никита Космич. Их судьба тесно связана со Свято-Благовещенским храмом, «который своим существованием и благолепным устройством обязан им». Косьма Николаевич «с 1824 года начал строить Благовещенский храм, много употребил для его устройства трудов, усердия и собственных материальных средств…».  Его сын, Никита Космич «довёл храм до окончательного устройства, … им значительно увеличен был церковный доход, и … пожертвовано в разное время в течение службы (с 1847 г.) собственных денег более 10 тысяч рублей серебром. …Устроил великолепный резной иконостас, внутренние стены храма украсил хорошею живописью, вокруг церкви развёл сад, обнёс… оградою… старался украшать храм в великие и особенно храмовые праздники… полы устелет коврами и душистыми травами… облачения служащих окропит духами… Такое его усердие ко храму… вознаграждалось тем, что храм в праздники… был переполнен народом и повсюду слышалась благодарность попечительности церковного старосты… Преосвященнейшие Владыки Смоленские во время обзора епархии почти всякий раз удостаивали дом его своим посещением…, за полезную службу награждён был похвальным листом, благословением Святейшего Синода и двумя медалями – серебряною и золотою».

               Ещё об одном церковном старосте хочется сказать отдельно – это Семён Парфёнович Паршенок (в некоторых источниках Паршенков), сычёвский купец 2-й гильдии, староста Богоявленской церкви с.Соколино. «… В течение многолетней жизни своей он устроил два каменных храма и один деревянный. Из них особенно замечателен по красоте и великолепию трёхпрестольный храм …» с.Соколино во имя Богоявления. «Семён Парфёнович много помогал и чужеприходным храмам». Например, сделал за свой счёт и «положил в стену 100 000 кирпича в новоустроенном храме Сычёвского Казанского монастыря», помогал благоустраивать храмы в с. Милюково, Ильинское. Много помогал он и бедным, устраивая за свой счёт богодельни. 18 лет был он церковным старостой и состоял председателем трёх приходских попечительств. За особое усердие Семён Парфёнович награждён похвальным листом, серебряными медалями, за спасение утопающего в реке Вазузе награждён серебряной медалью на владимирской ленте.

            Рядом с благотворительностью и меценатством всегда стоит милосердие. По словам историка П.В.Власова: «… Представители разных сословий - имущие и бедные - отдавали нуждающимся то, что имели: одни - состояние, другие - силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие». Это особенно проявлялось в тяжёлое для Отечества время, например, 1-ую Мировую войну.

           Сразу после начала войны в соборном храме во имя Вознесения Господня в г.Сычёвке состоялся торжественный молебен о ниспослании победы российскому воинству. Как свидетельствует фото и небольшая заметка из газеты «Огонёк» в молебне приняло участие более четырёх тысяч человек, по предложению Благочинного отца Николая Назаревского в Сычёвском уезде состоялся грандиозный крестный ход из соседних сёл в село Середу на праздник Казанской Иконы Божией Матери. Там же состоялся молебен о даровании победы русскому оружию над врагом, было сказано «…о помощи Царицы небесной бедствующим как разным русским людям так и всему Русскому народу при нашествии врага…».

           По уезду проходили сборы средств на нужды армии, оказывалась помощь жертвам войны, семьям военных, призванных на войну, оставшимся без кормильцев:  «От священника Благовещенской г.Сычёвки церкви П.Смирягина – 9 руб., 17 кальсон, 5 полотен, 3 простыни, 5 аршин холста; от прихожан с.Савенок, собранных женой священника В.Красевой – 11 руб, 11 кальсон, 5 полотен, 4 пары портянок, 1 жилет, 2,5 аршина холста; от начальницы Троице-Сергиевой женской общины – 9 полотен, 22 кальсон, 34 рубля, 1 фуфайка; от учащихся Борисоглебской ЦПШ – 81 кисет с табаком, спичками, бумагой, 9 полотен; священником с.Зилова Симеоном Срединским посланы следующие пожертвования на нужды армии: в Сычёвский комитет Всероссийского земского союза – 50 руб., 17 кальс., 7 полот., в Смоленский Епархиальный Комитет помощи жертвам войны – 3 руб., 3 кальс., 3 п. портянок, в склад Госпожи Императрицы Александры Фёдоровны в Москве – 9 тёплых жилетов, 9 полот., 10 ф. табаку, 2 п.тёпл. портянок, 4 руб., 4 кальс., п. тёпл. носков, 7 п.вязанок, 2 скатерти и т.д.».

            Кроме того, сычёвским городским благочинным протоиереем Иоанном Соколовым при содействии всего городского духовенства 5 июля 1915 года были открыты ясли для солдатских детей в Казанском мужском монастыре и в д.Большое Яковцево. В день открытия яслей здесь было 137 человек, а когда по получению от Епархиального Комитета ассигнования из его средств в сумме 400 рублей в яслях были заведены обеды, число детей выросло до 179 человек. «Всего в двух яслях призреваются 239 человек детей и двое взрослых инвалидов».

           Национальные трагедии - это всегда побудительный мотив помогать людям. Но человеческое горе есть всегда, и общество к нему, к сожалению, привыкло. Поэтому сейчас, как никогда, необходимо воспитывать в людях любовь, уважение и сострадание, которыми славился русский народ еще в стародавние времена.

РАСКРОЙ ЛАДОНЬ

«Бог посылает дождь и на злых,

И на добрых…» Библия

Приходим в мир мы – сделать жизнь светлее,

Хотя б на малый, скромный огонек,

Тот, что в ладонях пронести сумеем

Сквозь мрак и ветер жизненных дорог.

Не ждать взамен похвал или награды, -

Даря добро, нельзя таить корысть.

Так дарит нам весна – цветенье сада,

Так небо дарит – голубую высь.

«Бог посылает дождь и на плохих и добрых…»

Воды живой всем подает глоток.

Так солнце согревает души скорбных

И даже самый маленький цветок.

И нам нельзя пройти свой путь иначе.

Ведь мир велик и каждый – странник в нем.

Ты слышишь? Кто-то у дороги плачет…

Раскрой ладонь – и одари теплом!

©Елена Влади (Никобадзе),1985

Список литературы:

1.     Митрофанов А. Рискуя жизнью// За коммунизм. – 1970;

2.     СЕВ. – 1914 г.-1915 г.- ч.1;

3.     СЕВ. – 1868Г. -№23 – с.835-837;

4.     СЕВ. – 1873 Г. - №24. – с.993-995;

5.     СЕВ. – 1877г.. - №19. – с.589-602;

6.     СЕВ. – 1891 г. - №12. – с.620-626;

7.     СЕВ. – 1898г. - №1. – с.15-20;

8.     СЕВ. – 1915 г. - №16. – с.566-568.

9.     http://fb.ru/article/144663/metsenatstvo.

  

Покровская церковь в Бехтееве, построена в 1863 г. и здание школы.

    

молебен в Сычёвке 1914г. , Богоявленская церковь в Соколино,  сёстры Мостовых на фоне Казанского монастыря

хркам во имя Косьмы и Домиана

"Сычёвка купеческая":

купеческий дом кон.19- нач.20 вв. ул.Карла Маркса д.26 (фото 1090г.)

купеческий дом кон.19-нач.20 вв. по ул.Карла Маркса д.8 (фото 1990 г.)

купеческий дом кон.19 в. по ул.Карла Маркса, д.6 (фото 1990 г.)

купеческий дом кон.19 в. по ул.Карла Маркса, д.4 (фото 1990 г.)

купеческий дом нач.20 в., ул.Б. Советская д.2 (фото 1990 г.)

Здания торговых рядов кон.19 - нач.20 вв. по ул.Б.Советской д.12 (фото 1990 г.)

торговое здание кон.19-нач.20вв. по ул.Б.Советской д.7 (фото 1990 г.)

купеческая реклама:

  

Список названий улиц:

История установки памятников В.И. Ленину в Сычёвке.

            

 

МКУК «Сычевский краеведческий музей»

Тел.: +7 (48130) 4-16-98
E-mail: Sichmuzeum@yandex.ru


Анонсы мероприятий и выставок

 

                                        

 

Сычёвский краеведческий музей

приглашает всех желающих

 на выставку работ

Игоря Рослякова

"Матильда"

(живопись)

                                                                              

© Муниципальное казённое учреждение культуры «Сычевский краеведческий музей», 2017

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Яндекс.Метрика

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 215280, Смоленская обл., г.Сычевка,
ул. Б. Пролетарская, д.3
Телефон: +7 (48130) 4-16-98
E-mail: sichotdelkult@rambler.ru